Инвестиции

Что такое франшиза? От «А» до «Я»

09.07.2019
Что такое франшиза? От «А» до «Я»

Франшизы захватили умы предприимчивых соотечественников. На первый взгляд, покупка франшизы кажется быстрым и беспроигрышным способом заработать деньги. Какова реальная ситуация на рынке и стоит ли вкладывать средства в приобретение лицензии от известного бренда?

Основные понятия

Слово «франшиза» используется для обозначения уникальной бизнес-системы разработанной крупной компанией. Подразумевается, что система уже прошла испытание на практике и доказала свою эффективность. Покупка франшизы дает право на следующие преимущества:

  • право на использование имени бренда;
  • право на использование бизнес-модели компании;
  • доступ к технологии производства.

Компания, продающая франшизы, называется франчайзер или франшизодатель. Для того, чтобы предлагать возможность покупки франшизы, бренд должен обладать определенной известностью и хорошей репутацией. Однако высокий спрос на готовые бизнес-модели порождает предложение: сегодня все чаще встречаются молодые бренды, чьи имена не имеют универсальной узнаваемости, но при этом они продают франшизы. В этих случаях ставка делается не на имя компании или ее продукт, а на модель ведения бизнеса, которая успела продемонстрировать свою состоятельность.

Лицо, приобретающее франшизу, называется франчайзи или франшизополучатель. Законодательство предусматривает, что купить франшизу может как юридическое, так и физическое лицо.

Паушальный взнос – это одноразовая выплата за право вступления во франчайзинговую сеть.

Роялти – периодическая сервисная плата за использование франшизы. Выплаты могут составлять процент от дохода, процент от маржи или быть фиксированными.

Франшиза простыми словами

Предположим, что вы – человек, обладающий бизнес-мышлением и небольшим капиталом. Вы замечаете, что в городе вашего проживания не хватает кофейни, которая предлагала бы широкий ассортимент качественных напитков. Вы знаете, что в мире достаточно подобных сетей. Исследовав сайты тех из них, которые работают в нашей стране, вы узнаете, что один из брендов занимается продажей франшиз.

После контакта с представительством менеджмента сети кофеен вы получаете предложение. Бренд готов предоставить:

  • право на использование своего названия:
  • рецептуру напитков и десертов, которыми славятся его кофейни;
  • контакты региональных поставщиков продуктов;
  • оборудование, которое должно использоваться для приготовления напитков и десертов;
  • обучение для вас и сотрудников;
  • помощь в поиске подходящего помещения в вашем городе.

От вас требуется:

  • сумма денег;
  • согласие выплачивать сервисную плату (роялти);
  • согласие придерживаться определенной рецептуры и следовать указаниям менеджмента по ведению бизнеса и поддержанию имиджа бренда.

Вы получаете готовую бизнес-модель, для разработки которой вам не приходится обращаться к консультантам. Бренд получает присутствие на новом рынке и доход в виде роялти.

Для чего нужна франшиза?

Почему предприниматели приобретают готовые франшизы, а не разрабатывают концепции с нуля? Тому есть несколько причин:

  • Отсутствие базы знаний

Для того, чтобы управлять автомобилем, необязательно быть автомобильным инженером-конструктором. Не каждый человек, способный успешно управлять бизнесом, обязан иметь экспертные познания в определенной области. Возвращаясь к примеру с кофейней: предприниматель, открывающий ее, не всегда разбирается в сортах кофе и особенностях его варки. Вместо того, чтобы изучать информацию с нуля, он выбирает готовые рецепты.

  • Известный бренд

Потребителя трудно убедить в том, что неизвестная ему компания способна готовить вкусные бургеры и варить хороший кофе. Ему знакомы названия успешных брендов, таких как McDonald’s и Starbucks. Человек с большей долей вероятности посетит заведение, если над ним будет красоваться вывеска с названием, вызывающим у него доверие.

  • Экономия времени

Создание бизнеса требует сил и времени. Начинающий предприниматель набьет немало шишек, пытаясь найти хороших поставщиков. Вместо этого он может получить нужные контакты уже на старте.

  • Шанс на успех

Известное название и бизнес-модель не являются гарантией того, что заведение станет прибыльным. Однако они значительно повышают шансы на успех: потребителям нравится причастность к популярным явлениям, и они готовы посещать заведения со знакомыми названиями.

  • Просчитанные риски

Окупаемость бизнеса – это большая головная боль для тех, кто начинает его с нуля. Сколько должен стоить продукт, чтобы предприниматель получал прибыль, а потребитель готов был за него заплатить? Хорошие франшизы – это возможность получить все ответы заранее. Затраты известны, остается лишь сделать ставку на то, что предложенная бизнес-модель станет успешной в новых условиях.

В итоге, покупка франшизы – это экономия времени и нервов.

Работают ли франшизы?

Если бы франшизы были бы неэффективны, тысячи людей не тратили на них свои деньги, а известные компании с репутацией не продавали бы возможность использовать свое имя. Почему же некоторые предприниматели имеют негативное мнение о франшизах?

Неэффективные франшизы – это реальность сегодняшнего дня. Поскольку система франчайзинга доказала свою успешность, на рынок потянулись совершенные новички. Встречаются ситуации, когда компания имеет две-три точки в одном городе, но уже предлагает франшизу. И на нее находятся покупатели! Потому что люди наслышаны о доходности и простоте такого бизнеса и полагают, что конкретный бренд не столь важен.

Что получают незадачливые франчайзи, приобретя франшизу неизвестного бренда? Неинтересное потребителю название, отсутствие доверия со стороны потенциальных клиентов, часто – непродуманную бизнес-модель. Секрет франчайзинга заключается в возможности масштабирования: предлагаемая компаниями с репутацией бизнес-модель не раз доказала свою эффективность. У менеджмента франшизодателя есть ответы на любые вопросы, касающиеся функционирования бизнеса. Новички в этой сфере только надеются на удачу, а при столкновении с первыми трудностями оказывается, что их модель не столь уж универсальна.

Другой причиной недоверия к франшизам является, как ни странно, оборотная сторона слепой веры в их успех. Франчайзи могут слишком сильно надеяться на волшебное действие известного бренда при открытии заведения. Раскрученный бренд способен вызвать начальный интерес у потребителей, но дальше предприниматель должен действовать сам. Никакой бренд не может победить законы рынка. Открывая новое заведение, необходимо учитывать спрос на его продукцию, существующую конкуренцию, обращать внимание на локацию. Не стоит рассчитывать на франчайзера: его представители могут быть просто незнакомы с ситуацией в конкретном городе.

Успех франшизы складывается из готовой бизнес-модели и работы франчайзи. Если один из элементов отсутствует, то предприятие, открытое по франшизе, не станет прибыльным.

Виды франшиз

Все многообразие представленных на рынке франшиз можно разделить на несколько видов.

Классическая франшиза

Требует от франчайзи строгого следования правилам, оговоренным в контракте. Предусматривает составление ежемесячных отчетов, постоянный контроль со стороны франчайзера.

Свободная франшиза

Позволяет франчайзи решать вопросы по собственному усмотрению, в том числе самостоятельно определять наценку на товары. Как правило, свободные франшизы отличаются низкими паушальными взносами и небольшими роялти.

Серебряная или франшиза под ключ

Франчайзер создает филиал своими силами, франчайзи остается выплачивать роялти и обеспечивать уровень прибыли.

Золотая или мастер-франшиза

Дает франчайзи исключительное право на ведение бизнеса под маркой компании на территории страны или даже континента. При этом франчайзи имеет право стать франчайзером: мастер-франшиза предусматривает возможность продажи лицензий.

Импортозамещающая франшиза

Если платить за использование известного имени не хочется, то можно открыть свой бизнес, лишь слегка изменив название компании. Такая схема была весьма популярна в 90-ые годы, но сегодня она может принести предпринимателю неприятности в виде иска о незаконном использовании торговой марки.

Арендный франчайзинг

Напоминает серебряную франшизу. Франчайзер сам создает филиал, но при арендном франчайзинге не передает права собственности франчайзи. Последний только управляет филиалом, получая процент от прибыли.

Выбор франшизы

Правильный выбор франшизы – это половина успеха. Главная ошибка, которую допускаю франчайзи, – слишком быстрое подписание соглашения. Прежде, чем поставить свою подпись на документе, необходимо разобраться в деталях предложения.

Узнайте всю информацию о франчайзере

Не ограничивайтесь только сайтом самой компании: там вы найдете лишь радужные обещания, вне зависимости от реальной ситуации. Сайт ФНС дает возможность просмотреть информацию о юридическом лице. Кроме того, существуют базы данных, которые предоставляют данные о финансовых показателях предприятия.

Найдите других франчайзи

Компания, которой стоит доверять, сама передаст вам контакты франчайзи. Если же бренд по какой-то причине не хочет этого делать – это повод задуматься. Задайте вопросы о трудностях, с которыми сталкиваются ваши предшественники, о реальной прибыли. У них не будет причин, чтобы приукрашивать ситуацию и вы получите честные ответы.

Узнайте, ведет ли франчайзер бизнес

Экспертиза, не подкрепленная практикой, не стоит ничего. Выясните, есть ли у компании филиалы, которыми управляют не франчайзи. Если таковых не имеется – это повод отказаться от покупки франшизы.

Выбор условий по франшизам

Франшиза – это хороший способ испытать свои силы в бизнесе, подвергаясь при этом ограниченным рискам.

Договоры «под ключ» и классические франшизы подойдут тем, кто не имеет опыта управления бизнесом. В них ответственность франчайзи минимальна: достаточно следовать советам франчайзера, чтобы преуспеть. Классическая франшиза может напоминать работу по найму, с чуть большей свободой для управляющего. Если вы видите свое будущее иначе – не заключайте договор на продолжительный срок. Набравшись опыта в управлении бизнесом, вы сможете перейти к реализации более амбициозных целей.

Свободная франшиза – вариант для тех, кто уже уверен в своих способностях. Это все еще ограниченный риск и фиксированная прибыль, но возможностей для самостоятельного управления гораздо больше.

Новичкам не стоит рассматривать франшизу в качестве своего единственного варианта. Всегда необходимо оставлять пути для отступления: не вкладывайте все имеющиеся средства в покупку франшизы, отдавайте предпочтение контрактам с коротким сроком действия.

Где и как купить франшизу

Франчайзинг становится все более популярным. Компании-франчайзеры размещают информацию о предлагаемых ими условиях в открытом доступе.

Если вы четко знаете, в какой сфере хотите работать, – просто изучите сайты лидеров отрасли. Не настраивайтесь на конкретный бренд – вполне возможно, что приглянувшаяся вам компания не торгует франшизами. Обращайтесь к их конкурентам, и один из них обязательно предложит вам то, что нужно.

Если вы пока не нашли подходящую сферу деятельности, изучите специализированные сайты. Подробная информация работе по франшизам разных компаний, о прибыльности филиалов и сложностях, с которыми сталкиваются франчайзи, поможет принять решение.

В большинстве сфер бизнеса найдется несколько компаний, предлагающих работу по франшизе. Уделите внимание каждому из этих предложений: свяжитесь с представителями компании, чтобы получить текст стандартного контракта, задайте им конкретные вопросы, касающиеся прибыльности, выхода на окупаемость и других аспектов ведения бизнеса.

Сравнение нескольких предложений поможет определить наиболее подходящий для вас вариант.

  1. Сейчас все дело в том, что большинство франшиз в России являются пустыми. Реальные деньги они приносят только тому кто их продает. А бизнесмен покупающий франшизу например “Выездная химчистка автомобилей” удивляется что через несколько месяцев бизнес не приносит ожидаемой прибыли и ему приходится закрывать контору. Раньше я планировал приобрести франшизу, но поразмыслив решил открыть собственную пивоварню, вот уже несколько лет работаю в плюс..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *